Домой
Диксон
Природа
Еды
Чтиво
Ссылки
Мы
Коридор в арктическом направлении
Гостевая ЧАТ Форум Mates Почта

Проект Евросоюза - Северный морской коридор - становится новым окном в Европу для российского региона Баренцева моря. Развитие портов Мурманск и Архангельск, а также новых на севере России может стать альтернативой перегруженным портам Балтийского моря. Движущей силой региона будет разработка нефтегазовых проектов.

Аббревиатура СМК (Северный морской коридор) – Northern Maritime Corridor - все чаще фигурирует в документах Евросоюза. Эта новая программа ЕС, финансируемая программами Интеррег III, Северное море и Северная Периферия, обозначает транспортный коридор между российским Севером и континентальным побережьем Европы. Проект включает в себя 20 регионов в девять государствах, расположенных на побережье Северного и Баренцева морей. О развитии данного проекта речь шла на конференциях и семинарах, прошедших в Архангельске, Мурманске, Москве, Ставангере (Норвегия) и Абердине (Великобритания). На прошлой неделе местом проведения очередной конференции, посвященной освоению и логистике Штокмановского месторождения и координации СМК с транспортным коридором Северный морской путь (СМП), стал Санкт-Петербург.

Выступления на конференции показали различные подходы к развитию Баренц-региона у российских и европейских участников проекта. Если иностранцев главным образом интересует развитие логистики по доставке углеводородного сырья для нужд европейской промышленности и обеспечение при этом безопасности мореплавания, то отечественные представители кроме этого надеются с помощью нового МТК реанимировать идею международного транзита по СМП.

По словам Александра Ушакова - советника руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта - рациональное развитие российского Севера является приоритетом развития страны в XXI веке. Транспортная стратегия развития России до 2020 года подразумевает формирование самоокупаемой Арктической морской транспортной системы. Динамика объемов перевозки грузов по СМП до 2020 года прогнозируется на уровне до 40 млн тонн в год. Вывоз грузов, в основном углеводородов и никеля, составит 30-35 млн тонн. Перевозка для нужд комбината "Норильский никель" стабилизируется на уровне 1,2 млн тонн. На остальные объемы - около 3 млн тонн - планируется привлечь транзит из регионов Юго-Восточной Азии в Европу.

Наиболее слабым местом СМП сегодня является состояние ледокольного и арктического транспортного флота и арктических портов России. Сегодня в этом регионе работают шесть атомных и четыре дизельных ледокола, которыми управляет Мурманское морское пароходство. Александр Ушаков считает, что прогноз, по которому для обеспечения безопасности и стабильности прогнозируемых перевозок на участке Мурманск – Дудинка должно работать не менее девяти атомных ледоколов типа "Арктика" и три мелкосидящих атомных ледокола типа "Таймыр", завышен. Их число может быть сокращено за счет строительства универсальных атомных двухосадочных ледоколов нового поколения типа ЛК-60Я. В федеральном бюджете 2006 года предусмотрено 190 млн рублей на их проектирование. Ввод в эксплуатацию первого ледокола запланирован на 2015 год, а к 2020-му их количество должно достигнуть трех единиц.

Общее количество ледокольного флота для осуществления перевозки прогнозируемых объемов должно составлять три универсальных атомных ледокола типа ЛК-60Я, четыре дизельных линейных ледокола типа ЛК-25, три дизельных ледокола-снабженца типа ЛК-18, два дизельных вспомогательных теплохода для "Норильского никеля" и четыре портовых ледокола для портов Архангельск и Диксон. Финансирование строительства линейных ледоколов должно осуществляться из государственного бюджета, а вспомогательных и портовых - за счет частных инверторов. При этом все арктические порты России, за исключением Дудинки, нуждаются в модернизации.

В настоящее время в составе арктического транспортного флота числится до 70 судов ледового класса типа ЛУ5 и ЛУ7, на трассах СМП ежегодно работают 40-50. Российские суда имеют возраст в среднем около 20 лет. Федеральной программой "Модернизация транспортной системы России" до 2010 года планируется поставка 25 судов ледового класса, из них четыре танкера и пять газовозов. Сегодня для вывоза углеводородного сырья эпизодически фрахтуются финские, немецкие и шведские танкеры, имеющие ледовый класс. С учетом строящихся компаниями "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Норильский никель", "Совкомфлот" и Мурманским морским пароходством и судов к 2020 году арктический флот под российским флагом будет включать 96 единиц и, работая круглогодично, сможет обеспечить перевозки объемами до 40 млн тонн в год.

По оценке Тура Ивара Педерсена - вице-президента норвежской компании "Статойл" - к 2012 году Норвегия будет добывать около 8–12 % газа и нефти в мире. Такой прорыв станет возможным за счет освоения месторождения Снохвит на норвежском шельфе Баренцева моря. Здесь на платформе модульным способом построен перерабатывающий завод "Хаммерфест". Мощность месторождения, по тщательной оценке компании, составляет 50 млн тонн нефти и 130 млн куб.см газа. По словам г-на Педерсена, к добыче газа и нефти на шельфе "Статойл" готовилась 25 лет.

Однако, несмотря на мощную "европейскую" составляющую СМК, без его интеграции с СМП новый коридор полноценно работать не будет. С этим согласны как в Мурманске, так и в Абердине, где активно готовятся к перевалке арктической нефти и газа.

В России активно строятся и реконструируются перегрузочные терминалы в портах Мурманск, Витино, Архангельск, на арктическом шельфе в районе месторождений Варандей и Приразломное. Планируется строительство терминалов в районе Штокмановского месторождения, в устье Оби, в порт-пункте Видяево и в Индиге.

"С учетом прогнозируемых объемов перевалки углеводоров, но без учета Штокмановского и Ямальского месторождений они составят после 2020 года 60-70 млн тонн", - заявил заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института Морского флота Юрий Иванов.

Руководство СМК рассматривает Баренц-регион как глобальную нефтегазоносную провинцию. Одним из приоритетов деятельности СМК является налаживание безопасности транспортных путей. С этой целью между Министерством транспорта РФ и Министерством рыболовства и по делам береговой администрации Норвегии 29 марта 2006 года подписан Меморандум о взаимодействии по укреплению сотрудничества в целях повышения уровня безопасности мореплавания на морских путях Норвежского и Баренцева морей. В июле этого года подкомитет ИМО по безопасности одобрил схему разделения движения судов вдоль побережья Норвегии. Для интенсификации судоходства королевская администрация даже пошла на сокращение зоны территориальных вод с 30-мильной до 14-мильной отметки.

Совместные инициативы европейских и российских официальных структур и некоммерческих организаций находят все новые и новые формы взаимодействия по освоению региона СМК. Так, в период навигации 2007-08гг (которая объявлена Международным полярным годом), российское некоммерческое партнерство пользователей СМП готовится к проведению демонстрационного транзитного рейса по Северному морскому пути. А участники СМК готовят европейское общественное мнение к развитию экономического сотрудничества между Россией и ЕС в арктическом направлении.

Алексей Лебедев, РЖД-Партнер

В начало

Обсудить в форуме
Диксон Природа Чтиво Eды Гостевая ЧАТ Форум Mates Мы Ссылки

Hosted by uCoz