|
Диксон. Зона арктической пустыни
|
Арктический поселок Диксон, единственный порт Карского моря, старше нашего Мурманска на один год. Его история началась в 1915 году, когда здесь заработала первая в Арктике радиостанция и был создан первый склад с запасами угля, необходимого для пароходов, совершавших рейсы по Северному морскому пути. В 1916 году открылась гидрометеостанция. Но настоящий расцвет Диксона начался в 30-х годах прошлого века, когда в поселке были построены первый на Севморпути арктический радиометеорологический центр, геофизическая обсерватория, морской порт и аэродром. Почти все мальчишки Советского Союза тех лет мечтали попасть на Диксон. Его имя окружал ореол романтики и мужества первопроходцев Арктики. Вся страна была уверена - там живут и работают особенные люди. В Диксонский район входят Северная Земля и мыс Челюскина (самая северная точка Евразии).
Почему поселок имеет такое неродное для нашего языка название? Дело в том, что это имя в конце XIX века дал сначала бухте, врезающейся в восточный берег Енисейского залива, а потом и здешнему острову знаменитый полярный первопроходец Норденшельд. Диксоном звали шведского предпринимателя, который финансировал экспедиции Норденшельда.
Первое мое знакомство с Диксоном состоялось в августе 1990 года, когда я прилетел сюда по служебным делам на вертолете с борта ледокола "Арктика". "Визитной карточкой" поселка является погибшее рыбацкое судно "Монголия", которое было раздавлено льдом и выброшено на берег рядом с поселком. Да, с Арктикой не шутят! Шел мокрый снег (летом здесь температура не выше + 5-10 градусов). Стайки детворы носились в зимних шапках. По улице, прилегающей к порту, важно прошествовало стадо коров с пастухом. Представляете, не олени, а коровы на Крайнем Севере! А ведь здесь нет ни карликовых деревьев, ни кустиков. Зона арктической пустыни! К сожалению, вскоре подсобное хозяйство в поселке закрылось.
Диксон состоит из двух частей - "острова" и "поселка". Между ними около четырех километров бухты. На острове находятся аэропорт, авиапредприятие, управление гидрометеорологии. В поселке - администрация района, морской порт, гидрографическая база, больница, муниципальные организации, погранзастава. Когда в бухте нет льда, две части поселка соединяют рейсы немногочисленных катеров. В остальное время действует ледовая дорога.
До 90-х годов прошлого века Диксонский морской порт находился под управлением Мурманского морского пароходства. Тут находился и штаб морских операций западной части Севморпути. Я принимал участие в ликвидации одного из подразделений пароходства в управлении Диксонского порта и хорошо помню, с какой грустью расставались работники с пароходством. Раньше наши моряки здесь бывали частыми гостями. В настоящее время ледоколы пароходства и транспортные суда заходят на Диксон эпизодически. Регулярное сообщение имеется только с Норильском. Туда летает самолет 1-2 раза в неделю (зимой реже).
Сейчас численность населения Диксона около 800 человек. Количество жителей за 15 лет сократилось в пять раз в силу экономических причин. Зато Диксон является лидером по количеству милиционеров, налоговых инспекторов и других чиновников на душу населения. Здешний народ общительный и жизнерадостный. Все очень любят свой суровый край. Коренного населения на Диксоне никогда не было. Ближайшее поселение ненцев находится на 200 километров южнее. Много заброшенных строений, которых становится все больше. Зато в поселке много и памятников: Бегичеву, Тессему, геодезистам, североморцам, обороны Диксона, погибшим летчикам и т. д. Самый последний из них - это памятник вездеходу ГАЗ-71. На таких машинах около 30 лет изучался север Таймыра. Жаль, что власти объявили Диксон пограничной зоной. Это погубило туризм, авиацию и торговлю. А ведь можно было возить самолетами иностранцев на Северный полюс не из Хатанги, а с Диксона! Цены в поселке в 2,5 - 3,5 раза выше, чем у нас в Мурманске. Промышленные товары практически не продаются. Набор продуктов на прилавках крайне скуден. Представляете, картошка здесь бывает не всегда и стоит 70 рублей за кило! Большая часть небольшой (по северным меркам) зарплаты уходит на покупку продуктов и оплату услуг ЖКХ. Зато много оленины и рыбы, которые можно приобрести у местных рыбаков-охотников. Приходилось наблюдать, как мальчик летом ловил сайку на блесну прямо с причала (вода у берега чистейшая). Рыба клевала с интервалом в 6-8 секунд. Честное слово! Но королевской рыбой для местных жителей является омуль. В здешних водах он обычно достигает 50 сантиметров. К сожалению, после нескольких дней хранения омуль теряет свой неповторимый вкус, который не знает остальная страна. Вкусным он остается, но не таким, как свежевыловленная рыба. Ребята, настоящая рыбалка существует только здесь! Прибавьте к хорошему клеву еще и практически полное отсутствие комаров...
В районе имеется Большой Арктический заповедник. Охраняются в основном редкие виды птиц. Но настоящим хозяином этих мест является белый медведь. Если смотреть на мишку издалека, с борта судна или из кабины вездехода, то он производит впечатление забавного пушистого создания. Но оказаться поблизости с белым медведем без карабина я бы не хотел. На счету у этих полярных хищников много человеческих жертв. В полярную ночь в окрестностях Диксона медведя вы не увидите. А когда начинает светить солнце, этот незваный гость частенько забредает на окраины поселка. О появлении мишки предупреждают лаем бродячие собаки. Свободно гуляющих собак, кстати, на Диксоне очень много. Их заботливо подкармливает население. А кошек совсем нет. Летом в бухте живут нерпы и белухи - красивые белые дельфины.
Сейчас поселок Диксон и его население переживают далеко не лучшие времена. Морской порт потерял свое значение в качестве транзитной точки. Никаких ценных полезных ископаемых поблизости нет. Проект Ванкорского нефтепровода до Диксона заглох. Почти все полярные станции закрыты. Говорят, что существуют планы по закрытию поселка. Будет жаль, если наше государство уйдет с уже освоенных земель. Будем надеяться, что славный поселок, внесший большой вклад в изучение Арктики, давший отпор фашистскому рейдеру "Адмирал Шеер" в годы войны и переживший времена всеобщей "демократизации" 90-х годов, продолжит свою историю и далее.
Алексей СУСЛИКОВ, инженер спецсвязи атомного ледокола "Вайгач", «Вечерний Мурманск» номер 61 от 08.04.06
Мурманские бизнес-новости
|
|