Домой
Диксон
Природа
Еды
Чтиво
Ссылки
Мы
Трубный разворот
Гостевая ЧАТ Форум Mates Почта


Губернатору надо верить. И если губернатор говорит, что на проекте нефтепровода Ванкор - Диксон можно поставить жирный крест, значит, так тому и быть. Жалко, конечно, но экономические интересы, мол, всё превозмогают. Однако о чьих экономических интересах идёт речь? Государства? А что, государству уже не нужен Северный морской путь? Может быть, имеются в виду экономические интересы края? Но развитие Таймыра однозначно связывалось с "трубой". Более того, ванкорский проект (именно в диксонском варианте) был одним из краеугольных камней для обоснования необходимости объединения края.
Сегодня самое лучшее - об этом стыдливо умалчивать. В самом деле, что получит край, если труба пойдёт на Ямал? Слёзы в виде налоговых отчислений. Ибо львиная доля платежей направится прямиком в стабилизационный фонд, а оттуда - на выплаты долгов СССР Парижскому клубу. Налоги налогами, но основным выигрышем Таймыра должно было стать создание промышленной инфраструктуры, новых рабочих мест и т. д. Да что там говорить о крае, если даже интересы "Норникеля" игнорируются? А они в данном случае, как ни удивительно, совпадают с интересами государства российского в части возрождения Северного морского пути.
Тогда о чьих экономических интересах идёт речь? Очевидно, только "Роснефти". Но почему желания госкомпании вчера были одними, а сегодня стали другими? Вроде бы ещё в начале года "северный" вариант считался окончательным и сомнению не подлежащим. Тучи на горизонте начали сгущаться в апреле, когда из рядов топ-менеджеров "Роснефти" начали доноситься странные заявления о том, что "южный" вариант продолжает рассматриваться. А затем хитрый византиец Сергей Богданчиков мастерски подпустил туману на совещании, прошедшем в администрации Красноярского края с участием Германа Грефа. Ибо при том, что президент "Роснефти" рассказывал в основном о "северном" варианте, он акцентировал внимание на трудностях и рисках и подбрасывал правительству одно невыполнимое пожелание за другим. Например, построить три ледокола (когда один двадцать лет достроить не можем) или изменить ставки отсечения на экспортируемые нефтепродукты (а как же стабфонд и Парижский клуб?). При этом г-н Богданчиков ловко уходил от неудобных вопросов. Например, по поводу причин отмены аукциона по Лодочному месторождению президент продемонстрировал полнейшее неведение. Во что верится с трудом.
Очевидно, что решение об изменении маршрута трубопровода к тому времени либо почти, либо уже созрело. Но что послужило тому причиной? Наиболее распространённая версия следующая. "Южный" вариант имел как минимум два минуса. Во-первых, в системе "Транснефти" лёгкая нефть Ванкора смешивалась бы с западносибирской нефтью более низкого качества (соответственно цена "коктейля" снижалась бы до цены марки Urals). Во-вторых, пропускная способность западных трубопроводов ограничивала бы экспорт нефти Ванкора 40 процентами. С принятием правительственного решения о строительстве Восточного нефтепровода Тайшет - Сковородино Амурской области экспортные ограничения в перспективе снимаются. И тогда есть прямой резон "завести" нефть Ванкора в систему "Транснефти". Кстати, приказ министра промышленности и энергетики Виктора Христенко о начале строительства Восточного трубопровода появился как раз в апреле сего года.
Понятно, что наполнение восточной трубы во исполнение принципа "русский с китайцем - братья навек" дело первостепенной важности. На встрече двух президентов - "Роснефти" и России первый заверил последнего, что обеспечит наполнение "азиатской" трубы уже на первом этапе в объёме 22-25 миллионов тонн нефти, из которых 15 миллионов даст... Ванкор. Что, собственно, означает, что к моменту исторической встречи (10 августа) проект Ванкор - Диксон приказал долго жить. Однако о том, что правительство РФ рано или поздно примет решение о строительстве Восточного нефтепровода, было известно достаточно давно. Можно предположить, что нефтяникам, тем более "государевым", задолго до самого приказа была известна и точная дата его принятия.
Иначе как объяснить, что не прошло и двух недель со дня торжественной клятвы президента "Роснефти" президенту России, как появилась информация о том, что строительство нефтепровода из Красноярского края до магистральной сети "Транснефти" может начаться уже в конце 2006 года.
Вообще говоря, с Ванкорским месторождением связано немало интересных нюансов. До недавнего времени, к примеру, выделялось два участка края - Ванкорская площадь, расположенная собственно в Красноярском крае, владельцем лицензии на которую является ЗАО "Ванкорнефть", и Северо-Ванкорский блок в Дудинском районе Таймырского автономного округа, где владелец лицензии - ООО "Таймырнефть". Оба упомянутых предприятия являются структурами "Роснефти". Недавно, как сообщают, "по результатам переинтерпретации сейсморазведки прошлых лет выяснилось, что Ванкорское месторождение (в его первоначальных размерах) и Северо-Ванкорский блок объединены в единое замкнутое двухкупольное структурное поднятие с примерными размерами 15 на 37 километров".
Правда, некоторые геологи утверждают, что то, что Ванкорская площадь и Северо-Ванкорский блок - единое месторождение, было очевидно давно. А "не замечали" этого для того, чтобы искусственно снизить запасы. Делалось это для того, чтобы можно было на региональном уровне санкционировать разработку месторождений на условиях соглашений о разделе продукции, то есть с привлечением иностранных инвесторов. Когда же за дело взялась "Роснефть", задача кардинально изменилась. Возникла необходимость увеличить запасы углеводородов на Ванкорском месторождении. Что и было сделано путём формального объединения двух ранее самостоятельных участков на основе "переинтерпретации". Зачем это было нужно "Роснефти"? Государственная компания излишним патриотизмом не страдала и никогда не заявляла, что собирается осваивать красноярские месторождения в одиночку. Идея была в том, чтобы увеличить размер запасов (а стало быть, и капитализацию) и продать долю какому-либо иностранному партнёру, к примеру той же фанцузской TotalFinaElf, которой не без участия "Роснефти" показали крупный кукиш на предмет освоения Ванкора и которая до сих пор не теряет надежды восстановить своё право на приобретение 60 процентов акций Anglo-Sibirean Oil Company ("дочками" которой, собственно, и являются упомянутые выше "Таймырнефть" и "Ванкорнефть"). Однако и "переинтерпретация" была недостаточной для наращивания "критической массы" запасов, которые, по оценке "Роснефти", должны были составлять не менее 300 миллионов тонн. Только при таких условиях проект мог быть рентабельным с учётом "северного" варианта транспортировки. Нарастить запасы можно было, только получив лицензии на разработку прилегающих к Ванкору месторождений, а именно Лодочного, Сузунского, Тагульского и Русско-Реченского. На все эти участки лицензия была выдана "Славнефти". Однако, как известно, "Славнефть" сегодня активно делят между собой ТНК-ВР и "Сибнефть", в связи с чем её производственная активность равна нулю. Что и было использовано. Таймырские власти направили обращение в Минприроды с просьбой лишить "Славнефть" лицензии из-за невыполнения условий лицензионных соглашений. Ну понятно, руководство Таймыра рассчитывало на то, что лицензия перейдёт к "Роснефти", и тут же начнётся строительство трубопровода на Диксон со всеми приятными для автономии последствиями. Поскольку "Славнефть" действительно не выполняла условий лицензии, то предложение "Роснефти" уступить упомянутые месторождения было тем предложением, от которого невозможно отказаться. "Славнефть" дала принципиальное согласие на продажу, а МПР назначило аукцион по Лодочному месторождению.
Всё это происходило в самом конце 2004 года. Однако до аукциона дело не дошло. Во-первых, несколько раньше ТНК-ВР договорилась с "Сибнефтью" и выкупила активы трёх месторождений "Славнефти" - Сузунского, Тагульского и Русско-Реченского. Более того, эта англо-русская компания заявила о своём намерении участвовать в аукционе по Лодочному месторождению. А это означало, что стартовая цена месторождения может увеличиться в несколько раз, так как ТНК-ВР Лодочное нужно не меньше, чем "Роснефти". Начались некие подковёрные игры, в результате которых сроки аукциона неоднократно переносились. На деле, очевидно у "Роснефти" отнюдь не было уверенности в победе, тем более что, "проглотив" большой кусок "ЮКОСа" в виде "Юганскнефтегаза", компания получила и головную боль в виде всех долгов этой структуры, что не лучшим образом сказалось на финансовом положении "государевых" нефтяников. Отрадно, что Минприроды всегда сочувственно относилось к интересам "Роснефти". Так что "неосведомлённость" г-на Богданчикова по поводу очередной отмены аукциона по Лодочному выглядела несколько комичной.
Однако требуемого приращения запасов, тем не менее, не получилось. В этой ситуации решение о смене направления трубопровода напрашивалось, как нечто само собой разумеющееся. "Южный" вариант является значительно менее затратным, и в принципе "Роснефть" может освоить его собственными силами, без привлечения стратегического западного партнёра. Так что экономические интересы действительно настоятельно рекомендуют "развернуть" трубу. Назидательность этой истории в том, что она наглядно показывает, "кто в доме хозяин" и чьи интересы будут учтены в первую очередь. То ли ещё будет с Нижним Приангарьем...
("Красноярский рабочий. XXI век", Михаил Кемпинский, Regnum)
В начало

Обсудить в форуме
Диксон Природа Чтиво Eды Гостевая ЧАТ Форум Mates Мы Ссылки

Hosted by uCoz