|
Севморпуть вне закона
|
Весна продолжает выносить лед из сибирских рек, и готовится к летне-осенней навигации вся обширная сеть Северного морского пути (СМП).
Вспоминается песня из советского кинофильма "Семеро смелых", где бодро поется о караванах судов, которые ведут молодые капитаны, которым не страшен океан, несмотря на ураганы и штормы. Увы, сейчас ураганы в океанах нашей политики и экономики нарушили порядок и там, где молодые капитаны водили свои караваны.
- Теперь по Севморпути плавают, как хотят - сами по себе, - рассказывает Александр Бакин, заместитель директора департамента транспорта обладминистрации. - Не осталось действующих документов, которые регламентировали бы порядок управления СМП, плавания по нему.
Недавно Александр Бакин принял участие в обсуждении этой проблемы в Совете Федерации, на совещании Временной комиссии по национальной морской политике с повесткой дня "Законодательное обеспечение структуры и комплексного развития СМП и прилегающих районов разведки и добычи углеводородного сырья" и выступил там с конкретными предложениями администрации Архангельской области.
- Мы на совещании констатировали: Российская Арктика - мощная минеральносырьевая база, и одна из целей развития СМП - транспортное обеспечение арктических месторождений нефти и газа. И что СМП должен служить упрочению единого экономического пространства в Арктической зоне, оживлению экономики и жизнеобеспечения для большинства северных территорий страны. Кроме того, он призван обеспечить повышение обороноспособности России на всем том слабо защищенном участке границы. Севморпуть может стать еще и самостоятельным транспортным коридором между странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
- Александр Михайлович, но все это общеизвестно...
- Да, и давно уже декларируется в высказываниях руководителей разных рангов. Но на делето видим, что, вопервых, для этого развития не создана законодательная база, а вовторых, продолжается разрушение арктической транспортной системы.
- Что вы имеете в виду?
- Кризисное состояние морских предприятий, работающих на Севморпути, и тех организаций, которые обеспечивают навигационное, гидрографическое, авиационное, гидрометеорологическое его обслуживание. Когда без замены списываются суда ледокольного, транспортного, гидрографического флотов и самолеты. Все это может привести к тяжелым экономическим последствиям. В общем, Севморпуть "повис". Видя подобное отношение Российского правительства к СМП, начинает у других стран "разгораться глаз" на наши арктические территории, богатые огромными запасами углеводородов. А ослабление роли государства в Арктике несет угрозу национальным интересам России.
- Но разве в правительстве не видят, что происходит?
- Наше государство не желает тратиться на Арктику. Оно уповает на то, что ситуация рассосется либо сама собой, либо за счет нефтегазовых компаний. Но у компаний полно работы и вне трассы СМП, которая не очень-то их и заботит.
- А как мог образоваться вакуум в законодательстве о СМП?
- Документы о Севморпути советских времен уже не соответствуют нынешним реалиям. Если раньше все было государственным, в том числе и штабы морских ледовых операций, то теперь, после приватизации пароходств и в итоге глубокого кризиса бюджетных организаций арктической инфраструктуры в середине 90х годов, сводные штабы моропераций на Диксоне и в Певеке прекратили свою деятельность. В итоге - по причине устаревшей нормативноправовой базы в отношении СМП фактическое управление плаванием на трассе СМП осуществляют два ОАО - Мурманское и Дальневосточное пароходства. В их доверительном, единоличном управлении находится ледокольный флот, собственность государства. Это часто приводит к нарушению пароходствами принципа равнодоступности ледокольных услуг, что идет вразрез с антимонопольным законодательством. По этой причине, кстати, Минюст отказался зарегистрировать "Правила плавания по трассам СМП", утвержденные еще в 1990 году. Так что они существуют, но не являются легитимными. То же относится и к Администрации СМП. Образованная в 1971 году, она являлась юридическим лицом, но в 1988 году была включена в центральный аппарат Минморфлота СССР и статус юридического лица утратила.
- К какому же решению пришла Временная комиссия?
- Мы выработали рекомендации к Правительству России. Они состоят из 11 пунктов, причем семь из них, наиболее значительные, предложены нами, администрацией Архангельской области.
- О чем эти семь пунктов?
- О необходимости внести в Госдуму проект федерального закона "О Севморпути" и о создании ФГУ "Администрация СМП" и передачи ей в управление всех линейных арктических ледоколов, о принятии новых "Правил плавания по СМП", которые регламентировали бы все виды морской деятельности там. Предлагаем сформировать сводные штабы морских ледовых операций запада и востока СМП, образовать в регионах, входящих в его систему, представительства Администрации Севморпути, обновить проект "Концепции развития СМП", а также разработать и принять "Комплексную программу модернизации арктической транспортной системы", с включением ее в подпрограмму "Международные транпортные коридоры" как Евроазиатский транспортный коридор.
- Александр Михайлович, как все рассмотренное на Временной комиссии связано с нашей областью?
- Напрямую. Упорядочение СМП неизбежно повлечет и увеличение грузопотоков, в том числе - через северные порты, а также - и развитие организаций и структур, связанных с обеспечением деятельности СМП, часть которых базируется в нашей области.
- И как долго надо ждать такого упорядочения?
- Проект федерального закона о СМП уже готов. Трудно сказать, будет ли он рассмотрен в этом году хотя бы в первом чтении. Но уже в этом законе будет четко определено, какие именно нормативные документы потребуется принять для того, чтобы оказалась, наконец, отрегулированной деятельность этой нашей национальной арктической транспортной магистрали.
Игорь Чесноков, Волна, 16 мая 2006 (18)
Пресса Архангельской области
|
|