Домой
Диксон
Природа
Еды
Чтиво
Ссылки
Мы
Военная кругосветка Александры Костылевой
Гостевая ЧАТ Форум Mates Почта

     Это и сегодня кажется невероятным - чтобы сельская девчонка из ровдинской деревеньки не просто бредила морем, но и стала заправским матросом. А если сказать, что в шестнадцать лет она после окончания семи классов Ровдинской школы поступила на учёбу в Архангельский морской техникум, чтобы стать судоводителем, штурманом дальнего плавания, и успешно постигала все сложности исконно мужской профессии? Удивительно, но именно так начинался путь в трудовую жизнь у Шуры Костылевой, уроженки деревни Копеецкой.

    Тогда, в тридцатые, куда только ни призывала страна девчонок-комсомолок. На трактор? - На трактор! На самолёт? - На самолёт! Парни были нужны в армии: страна готовилась к неминуемой победоносной войне. Важную роль в выборе деревенской девчонкой морской профессии сыграл и двоюродный брат Иван, который работал в Мурманске на тральщике.
- Море - моя судьба! - и сегодня говорит Александра Васильевна Никитина (Костылева), которой 13 апреля исполнилось 82 года. - Вот мой брат Федор выучился на радиста, тоже хотел моряком стать, но не разрешили медики, а у меня - получилось, всю войну по морям:
Свою первую практику Александра проходила на пароходе "Красин", вторую - матросом на "Воронеже". И, наверное, стала бы Александра прекрасным штурманом, но грянул 1941-й. После практики на "Воронеже" девушке предложили стать медсестрой на судне, которое переоборудовалось для перевозки раненых. Она отказалась наотрез - буду только матросом, ведь хочу стать капитаном! В первую военную навигацию матрос второго класса Костылева на пароходе-лесовозе "Мста" участвовала в доставке генерального груза по зимовкам одиночным плаванием. Из последнего рейса "Мста" возвращалась в Архангельск в конце декабря сорок первого. Пароход не смог пройти через льды самостоятельно в Двину и остался на зимовку у маяка Чёрная Башня, в тридцати километрах от Архангельска. Экипаж переселили в деревню напротив, и он всю зиму был занят на ремонте парохода. Наравне с мужчинами, без всяких поблажек работала и матрос Костылева.
    Голодали тогда страшно, мерзли. Из одежды - фуфайка на вате, стеганые брюки, немудреная обувь. Продукты надо было доставать из Архангельска, в день полагалось по 600 граммов хлеба, поллитра подсолнечного масла и килограмм сахара. Довелось узнать, что такое цинга. Но зиму пережили.
    Началась вторая военная навигация. Александру назначили матросом на пароход "Аркос". На "Аркосе" нужен был дневальный, и выбор руководства пал на комсомолку Костылеву. Был сформирован первый в 1942 году караван, конечным пунктом которого был Сан-Франциско (США), но в связи с тем, что англичане отказали в сопровождении, было приказано пойти не на запад, а на восток, Северным морским путём, через пролив Вилькицкого. В Игарке пароходы загрузили пиломатериалами. Пройти не удалось, не позволила ледовая обстановка. Группами по шесть судов караван проводили в Белушью Губу на Новой Земле, чтобы оттуда всё-таки пройти в Северную Атлантику. Опасность поджидала повсюду. В то время в неравном бою с фашистским рейдером "Адмирал Шеер" в Карском море погиб ледокольный пароход "Сибиряков", а у парохода "Революционер", который вместе со сторожевым кораблем "Дежнев" и береговой батареей отражал нападение "Шеера" на диксонский порт, была разбита капитанская каюта.
    "Аркос" повстречал "Революционера" с приспущенным флагом на пути из Дудинки, где пополнял запас воды. Когда судно подошло к Диксону, "Шеера" там уже не было. На глазах экипажа "Аркоса" при прохождении заминированного пролива Югорский Шар, отклонившись от курса, подорвался на мине пароход "Щорс". Матрос Костылева была свидетельницей его гибели. Новую Землю пароходы покидали поодиночке, через день или два, отдавая прощальный гудок. Шли в неизвестность, и от этого было жутко. Каравану QP-5, в составе которого шел "Аркос", предстоял переход возле кромки северных льдов, в районе Шпицбергена, в Англию, потом через Атлантику - в Соединённые Штаты. Ноябрь в этих широтах - месяц штормов. С палубы корабля штормом снесло груз, и возникла опасность затопления трюмов. Хватила лиха тогда вся команда.
    На подходе к Исландии заметили, что пароход окружают какие-то сторожевики. Команда, в составе которой находились уже бывавшие под вражеским обстрелом и бомбежкой матросы ("Аркос" в конце мая 1942 года шел с грузом из Исландии в Архангельск в составе конвоя PQ-16), не зная, свои это или враги, спешно начала надевать спасательные пояса, зная, что пароход фактически безоружен. Не бывавшей под бомбежками и разрывами, девчонке-матросу такая спешка показалась забавной. К счастью, это оказались корабли союзников. Не заходя в Рейкьявик, пароход проследовал в Лондон, затем - в Гуль. Там сдали груз, и "Аркос" встал на ремонт. Вот здесь-то и пришлось впервые Александре Костылевой испытать, что такое бомбежка. Немецкие самолёты часто бомбили причалы. Гибли люди, тонули суда. После ремонта без груза "Аркос" из Англии совершил переход в Нью-Йорк, а затем по Панамскому каналу - в Сан-Франциско, в Тихий океан. Переход по каналу проходил с мерами особой предосторожности. К каждому члену экипажа был приставлен американский солдат. Все понимали необходимость такой меры: в случае успешной диверсии нарушался кратчайший водный путь из Атлантического океана в Тихий. Из Сан-Франциско пароход и команда пришли во Владивосток, где были включены в состав Дальневосточного морского пароходства. Александра Костылева участвовала в перегонке во Владивосток американских судов типа "Либерти", которые США поставляли Советскому Союзу по ленд-лизу. Приходя в американский порт, половина экипажа оставалась на судне, а другая половина становилась экипажем очередного "Либерти", который уходил через Тихий океан во Владивосток. Корабли сдавали военным морякам, а сами снова уходили в Америку. Бывало, что сварные корпуса "Либерти" не выдерживали океанской волны, были потери. Приходилось встречаться и с японскими подводными лодками, которые постоянно курсировали вдоль нашего побережья, а как известно, Япония была союзником фашист- ской Германии и находилась в состоянии войны с Соединенными Штатами. До 1944 года северные экипажи находились в составе Дальневосточного морского пароходства. Были рейсы на Сахалин, на Камчатку, на Чукотку, доставляли самые разные грузы в заполярные порты. Работала наравне с мужчинами, таская мешки, катая бочки. Зимовка есть зимовка. Причалов нет, не везде возможен подход к берегу. В выгрузке - вся команда. Часто перегружали груз на баржи, а уж потом - на берег.
    Судьба сложилась так, что Александра Костылева всё-таки завершила свою военную кругосветку и прошла на пароходе от Владивостока до Диксона Северным морским путём. Пароход дошёл до Диксона, но дальше его не пропустили: в море разбойничали в то время немецкие подводные лодки.
    В декабре 1944 года северяне вернулись с Дальнего Востока домой, в Северное морское пароходство. К этому времени Шура вышла замуж за моряка-балтийца, третьего штурмана Мстислава Никитина и в море больше не пошла. Её приняли шифровальщицей в пароходство от завода "Красная кузница" и проработала она там до 1946 года, до переезда в Ленинград.
- Нас долго не считали участниками Великой Отечественной войны, ведь формально мы были гражданскими людьми, - рассказывает Александра Васильевна, - только в 1978 году присвоили нам этот статус. На каждом пароходе рядом с нами было по пять краснофлотцев с командиром. Так во время вражеских налётов, обстрелов мы тут же, на палубе, им снаряды подавали, боролись за живучесть судна при попаданиях. Осколки не разбирали, штатский ты или военный. Так вот, эти ребята были участниками войны, а мы, оказывается, нет. А какую ношу на своих плечах вынесли во время войны экипажи кораблей Северного морского пароходства - переоценить невозможно! Сейчас это называют подвигом, а тогда, во время войны, мы были молодыми, идейными и просто честно делали своё дело.
    Жизнь в послевоенном Ленин- граде была нелегкой. А для Александры Никитиной, жены капитана Балтийского морского пароходства, через четыре года после приезда сюда оказалась нелегкой вдвойне: в 1950 году Мстислава Георгиевича арестовали: 8 лет лишения свободы за неосторожно рассказанный анекдот. Муж вернулся через шесть лет после реабилитации. А она с сыном всё это время ждала его. Чтобы не выселили, работала в жилкомхозе пароходства управхозом - жилье было ведомственным. Отвечала за своевременный подвоз угля к котельным, уборку снега, работу дворников. Многие знакомые тогда отвернулись от неё: водить дружбу с женой "посаженного по 58-й" было небезопасно. Попытки устроить сына на летний отдых в пионерлагерь тоже нередко не удавались: "Вы знаете, где находится ваш муж? У нас путёвки только для детей фронтовиков!" Стена отчуждения, враждебности чувствовалась почти физически. В это время к ней приехала из Ровдино младшая сестра Валя - на учёбу. Так, втроём, и жили, пока не вернулся Мстислав Георгиевич.
    После того как мужа реабилитировали Александру Васильевну взяли на работу методистом заочного обучения в Ленинградский электротехнический институт связи имени М.А. Бонч-Бруевича, где она проработала 20 лет до выхода на пенсию.
- Там я уже почувствовала себя человеком, - говорит она. - Сначала вместе с сыном Сашей закончила 10 классов, сдавала экзамены за курс средней школы экстерном и вместе же поступила в институт. Но через некоторое время решила: дальше учиться не стоит, поздно осваивать новую профессию. Зато с гордостью следила за успехами сына, который окончил факультет радиосвязи и радиовещания, отслужил три года в армии и работал на Ленинградском телевидении, занимаясь внедрением новой техники. И каждый год приезжала к матери - Анисье Лукичне Костылевой, в родную деревню. Тогда, в 60-70-е годы, деревня еще жила полнокровной, казалось, жизнью. Свою любовь к малой родине передала сыну Александру Мстиславовичу. Дом в Копеецкой, куда и теперь, много лет спустя после смерти матери, приезжает летом А.В.Костылева, он отремонтирован своими руками. Четырнадцать лет назад сын трагически погиб. Память о нём - этот дом и фотография на стене.
    В свои 82 Александра Васильевна выглядит прекрасно. Общительна, доброжелательна, глаза лучатся какой-то особой энергией. Плохо с ногами, но и в нынешнем году совершила, на мой взгляд, подвиг - приезжала в Копеецкую. Добираться сюда помогают родственница по мужу - Надежда Алексеевна Никитина, живущая в Москве, племянники - сыновья той самой сестры Вали - Валерий и Андрей. Сама Валентина Васильевна со своим мужем Геннадием Сергеевичем Андреевым давно живут в Федьково, здесь же, в Ровдино, и их сыновья.
    Кстати, встретиться с нашей землячкой, участницей легендарных конвоев, помогла именно Надежда Алексеевна, за что ей огромная благодарность. Я рассказал Александре Васильевне о том, что нынешней весной видел в Архангельске приехавших на празднование 60-летия Великой Победы ветеранов союзных конвоев-англичан, и сказал, что, наверное, они были бы очень рады встретиться с ней в это время в Архангельске. Александра Васильевна посетовала с улыбкой, что когда она в деревне, никто её найти не может - до последнего времени не было никакой связи. Теперь вот сотовый телефон Надежды Алексеевны выручает.
- В 1991 году нас собирали в Архангельске на встречу, на 50-летие конвоев. Приехало нас 16 человек. Были мы там с мужем. Пять дней пробыли мы тогда в Архангельске. Сын Саша хотел снять фильм об этой встрече, но трагически погиб буквально за месяц до неё. А на встречу на будущий год - год 65-летия начала северных конвоев - хоть на коляске, но приеду обязательно! - сказала она. И попросила дать в газете её адрес. Может быть, кто-нибудь откликнется. Выполняю её просьбу: 195257, г. Санкт-Петербург, Гражданский проспект, д.85, кв. 155, Никитиной Александре Васильевне. Телефоны: 567-17-82 или 533-38-64.
    Готовя этот материал, я "наткнулся" на уникальную книгу - "Суда Северного морского пароходства и полярной Гидрографии", изданную в Архангельске. Автор - сотрудник музея северодвинского "Севмаша" Сергей Александрович Спирихин. В этой книге собраны редкие фотографии - снимки кораблей, помещены краткие данные о каждом из них. С любезного разрешения Сергея Александровича привожу фото того самого "Аркоса", на котором начиналась кругосветка Александры Никитиной (Костылевой) . Может быть, эта фотография еще раз напомнит Александре Васильевне о боевой и тревожной молодости, пришедшейся на грозные годы Великой Отечественной.

Владимир Чухин, "Важский край" от 25.11.2005 (47)
Взято с сайта: Пресса архангельской области


В начало

Обсудить в форуме
Диксон Природа Чтиво Eды Гостевая ЧАТ Форум Mates Мы Ссылки

Hosted by uCoz