Домой
Диксон
Природа
Еды
Чтиво
Ссылки
Мы
Забытая столица советской Арктики
Гостевая ЧАТ Форум Mates Почта

Пролив Превён между материком и о.Диксон
    В сентябре 1914 г. в заливе Толля в северо-западной части Таймырского полуострова встали затёртые льдами ледокольные пароходы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) “Таймыр” и “Вайгач”. Под командованием капитана II ранга Б.А. Вилькицкого они шли из Владивостока на запад по Северному морскому пути, картографируя берега и проводя промеры глубин. В 1914 г. конечной целью ГЭСЛО был Архангельск, но тяжёлые льды не дали возможности кораблям пробиться дальше залива Толля. К зимовке экспедиция была не совсем готова, температура воздуха в жилых помещениях была не выше 7°С, из-за недостаточного питания началась цинга.

    Примерно в 280 километрах к западу остановилась на зимовку шхуна “Эклипс”, капитаном которой был знаменитый норвежец, капитан “Фрама” в 1893-96 гг. Отто Свердруп. “Эклипс” был арендован русским правительством для поисков трех покинувших Россию в 1912 г. и пропавших без вести экспедиций В.А.Русанова, Г.А.Брусилова и Г.Я.Седова. Через радиостанцию «Эклипса» Вилькицкий связался с Петроградом и доложил о тяжелом положении экспедиции.
    Был разработан план спасательных мероприятий, по которому физически слабых матросов с помощью собачьих упряжек перевезли на «Эклипс», а затем на оленях промышленника Н.А.Бегичева (бывшего боцмана Русской Полярной экспедиции 1900-1902 гг. - РПЭ), доставили в с.Гольчиху на берегу Енисейского залива. Это было сделано, чтобы не подвергать часть экипажа лишениям повторной зимовки, которой опасался Вилькицкий.
    По этому же плану летом 1915 г. Главное гидрографическое управление (ГГУ) Морского министерства отправило на Таймыр группу строителей под руководством П.Г. Кушакова, участника экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу в 1912 г. Они построили на о.Диксон у северо-западной оконечности полуострова Таймыр радиостанцию с деревянной мачтой высотой 110 м, жилой дом, баню, склад. 23 августа состоялся первый сеанс радиосвязи со станцией Югорский Шар, 25 августа - с Архангельском. В течение месяца проводились наблюдения за погодой.
    Но это были не первые постройки на острове Диксон. Впервые на его удобную бухту обратил внимание шведский путешественник Н.А.Э. Норденшельд в 1875-76 гг., когда приходил сюда на пароходах "Прёвен" и "Имер". Он произвёл геологическую съёмку острова, собрал коллекцию моллюсков, составил карту в масштабе 1:200 000, назвал бухту в честь финансировавшего экспедицию шведского предпринимателя Оскара Диксона. За островом это название было закреплено гидрографической экспедицией А.И. Вилькицкого в 1894г
    С 12 по 13 августа 1900 г. на о.Диксон был Э.В.Толль, направлявшийся на "Заре" к Новосибирским островам на поиски Земли Санникова (РПЭ). На следующий год командир судна Н.Н. Коломейцев, списанный с судна Толлем, привёл на о.Диксон баржу с углём. Для него моряки построили склад, и ставший первым строением Диксона.
К югу от Диксона
    Но вернёмся к 1915 г. В июле ледокольные пароходы освободились наконец изо льда и двинулись на запад. Вскоре они прибыли на Диксон, недавно ещё, по словам доктора «Вайгача» Э.Е. Арнгольда: “...угрюмый клочок каменистой почвы, теперь превращенный в удобное пристанище, снабженное всем необходимым для истомившихся полярных путешественников”. Сразу после прибытия кораблей метеонаблюдения были свёрнуты, а оборудование законсервировано.
    Но развивавшееся судоходство в этом районе Карского моря требовало регулярной информации о погоде и состоянии льда, и 22 апреля 1916 г., в разгар Первой мировой войны, по настоянию Полярной комиссии Академии наук, Главной геофизической обсерватории и ряда предпринимателей Совет Министров выделил средства на открытие на о.Диксон постоянно действующей полярной станции. В начале июля пароход «Лена» с участниками экспедиции вышел из Красноярска, в июле-августе помощник заведующего гидрометеорологической частью ГГУ И.К. Тихомиров заново организовал метеорологические и аэрологические наблюдения, начавшиеся 1 сентября.
    5 сентября ушёл последний пароход, и на первую зимовку на Диксоне осталось 8 человек: начальник станции ветеринарный врач П.Г.Кушаков, механик А.К. Яковлев, почтово- радиотелеграфный чиновник 3-го разряда А.П. Голубков, радиотелеграфист М.М. Шунько (участник ГЭСЛО), моторист Ф.Я.Цельм (участник экспедиции 1915 г.), опытный каюр С.К. Лемберов, повар И.Г. Пищухин, также один из участников Седовской экспедиции, и рабочий - политический ссыльный П.Я.Володин.
    Диксон очень быстро стал центром притяжения для всего края. Наличие постоянного персонала, радиосвязи, регулярное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости обусловили появление сначала в ближайших, а затем и в более дальних окрестностях станции целой сети промысловых зимовок и рыботочек. Уже весной 1917 г. по инициативе П.Г.Кушакова началось строительство охотничьих избушек, промысел песца. Одно из первых зимовий построил плотник Степан Лемберов, участник американской экспедиции Э.Болдуина в 1901-02 гг. на Землю Франца-Иосифа. В 1923-24 г. появилось уже пять постоянных поселений на побережьях Енисейского и Пясинского заливов. Сам Диксон стал крупным центром промысла, где ежегодно работали на рыбалке, на добыче песца, а с конца 1920-х гг. и на промысле белухи десятки промышленников.
    Работу станции поддерживали все правившие в 1918-20 гг. в Сибири режимы: Временное сибирское правительство, Директория, правительство А.В. Колчака, Сибревком. Постановлением Сибревкома от 20 апреля 1920 г. радиостанция Диксона перешла в ведение Нарсвязи (Народная связь Сибири). Затем она была передана Отдельному Обь-Енисейскому гидрографическому отряду, реорганизованному впоследствии в Убеко-сибири (Управление по безопасности кораблевождения). В 1933 г. станция перешла в только что созданное (17 декабря 1932 г.) Главное управление Северного морского пути (ГУСМП).
Зимовье в устье реки Лемберова
    Главной задачей ГУСМП была организация регулярного судоходства по всей трассе Северного морского пути. Успешное проведение транспортных операций в Арктике должно было обеспечиваться тремя основными компонентами - мощным ледокольным флотом, авиацией и полярными станциями. С каждым годом возрастал объём перевозок, в пустынных местах возникали города, посёлки, порты.
    Выгодное географическое положение Диксона способствовало его превращению в один из опорных пунктов трассы. В связи с проведением II-го Международного полярного года (1932-33) была существенно расширена полярная станция, где постепенно развернулся широкий комплекс метеорологических, гидрологических и геофизических наблюдений. В период навигации станция, превратившаяся затем в обсерваторию, передавала на суда и самолёты ледовой разведки важную информацию о погоде и состоянии льдов, держала с ними радиосвязь и осуществляла пеленгацию для определения точного положения в море и воздухе.
    Авиация и флот остро нуждались в прогнозах погоды. Интенсивно возраставший объём радиообмена требовал создания крупных узлов связи. Радиоцентр был построен на Диксоне в 1934-35 гг. под руководством В.В. Ходова, участника знаменитой Североземельской экспедиции 1930-32 гг. Передающая и приёмная станции были отделены друг от друга, на острове возникла полярная станция Новый Диксон, начало работу бюро погоды.
    В 1934 г. началось строительство порта в материковой части посёлка. Рабочие (население Диксона превысило 200 человек) вручную сколачивали бревенчатые ряжи, наполняли их камнем и опускали на дно бухты. Работы не прекращались даже в зимнюю пору. Затем на несколько лет строительство законсервировали, но к началу Великой Отечественной войны порт всё-таки был построен. В навигацию 1935 г. на Диксон 40 морских и речных судов доставили более 20 тыс. тонн груза, а летом 1937 г. сюда пришли уже 72 морских и 50 речных судов. Пароходам требовался уголь, и на о.Конус в бухте Диксон возвели огромную деревянную эстакаду, сохранившуюся до настоящего времени.
    О жизни Диксона 1930-х гг. дают представление очерки зимовавшего на острове писателя Б.Горбатова «Обыкновенная Арктика» (1937-39). Материалом для них послужили реальные события, которые подтверждаются архивными документами. Перед началом войны Диксон стал символом советских полярных станций, «столицей» Арктики.
    Именно в это время сложился особый мир кадровых полярников, долгие годы зимовавших на различных станциях. Арктика тогда жила как бы единой семьей, новости через радистов становились всеобщим достоянием. По радио сообща отмечали праздники, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды. На зимовках рождались дети, игрались свадьбы.
Памятник обороне Диксона в 1942г

    В 1942 г. Диксон оказался на линии фронта. 27 августа 1942 г. к острову подошёл немецко-фашистский рейдер «Адмирал Шеер». Потерпев неудачу в поисках каравана советских судов и потеряв самолёт-разведчик, корабль около половины второго ночи приблизился к порту и стал его обстреливать. Нападение для диксонцев не стало неожиданностью. Ещё накануне женщины с детьми были эвакуированы в зимовье к югу от посёлка, а секретные ледовые коды и прочая документация – основная цель вражеского нападения, запакованы в мешки и подготовлены к уничтожению.
    Значительными средствами обороны Диксон не располагал. Работники полярной станции и рыбаки, составившие основу ополчения, получили винтовки. Орудийная батарея, которую планировалось перебросить на Новую Землю, находилась на причале и открыла огонь прямо с него. Эти пушки под командованием лейтенанта Н.М. Корнякова и слабо вооружённый ледокольный пароход «Дежнёв», также начавший ответный огонь, не могли, конечно, нанести «Шееру» сколько-нибудь серьёзного ущерба.
    После залпов германского рейдера загорелись постройки станции на Новом Диксоне, а также ёмкости с топливом. Поднявшийся густой дым, пушечный огонь, которого командир крейсера Мендсен-Болькен не ожидал, заставили противника колебаться, и через два с половиной часа уйти, так и не высадив десанта. В результате нападения сгорел жилой дом на Новом Диксоне, повреждены 5-6 служебных домов, телефонная линия, разрушена туманная станция на о.Медвежьем. Сгорело 6080 кг соляра, 7080 кг бензина и масла. Погибших в бою краснофлотцев с «Дежнёва» похоронили на острове, а в материковой части посёлка построен памятник его обороне в 1942 г.
    В 1944 г. Арктика была разделена на несколько арктических районов, в каждый из которых входил радиоцентр с научной группой и синоптическим бюро, несколько крупных «кустовых» станций и 5-15 небольших полярных станций. Диксон стал столицей самого крупного Диксоновского арктического района. Тогда же была организована знаменитая Диксонская гидрографическая база, сотрудники которой за послевоенное время составили навигационные карты всех самых труднодоступных районов Таймыра и островов Карского моря. Не было лучших знатоков Арктики, чем полярные гидрографы.
Памятник матросам, погибшим в 1942 г на острове
    Расцвет посёлка приходится на 1950-60-е гг. На острове функционировали крупный радиометеорологический центр (РМЦ), аэропорт, на материке – морской порт, гидробаза, рыбозавод. Каждую навигацию в бухте стояли десятки транзитных судов, и в начале осени, когда наступали тёмные ночи, рейд представлял собой чрезвычайно красивую картину, расцвеченную судовыми огнями и прожекторами. Над бухтой неслась музыка, в клубах устраивались танцы. На всю Арктику славились диксонские повара, в двух (на материке и острове) столовых с белоснежными скатертями всегда было многолюдно. Работали оранжереи, две средние школы, детские сады, клубы, библиотеки. Регулярными авиарейсами Диксон был связан с Москвой, Ленинградом, Норильском, Амдермой, мысом Челюскиным, на аэродроме базировалось множество самолётов ледовой разведки.
    На работу на Диксон направлялись молодые специалисты–полярники, выпускники специализированных учебных заведений - Ленинградского арктического училища (ЛАУ), Московских курсов полярных работников (КПР), Ленинградского высшего инженерно-морского училища (ЛВИМУ) имени адмирала Макарова. Особенно способствовало повышению качества геофизических исследований участие СССР в проведении I-го Международного Геофизического года (I-го МГГ) в 1957-58 гг.
    В 1973 г. на базе Диксонского РМЦ было создано Управление по гидрометеорологии. Оно стало самым крупным и знаменитым, объединив 34 полярные станции, в том числе самые северные и труднодоступные (о.Виктория, о.Ушакова, о.Визе и т.д.).
Яхта Апостол Андрей в порту Диксон, 1999
    К сожалению, «золотой век» Диксона ушёл в прошлое. Недальновидная политика правительства по отношению к Северу, общее падение экономики в 1990-х гг. привели посёлок в очень тяжёлое состояние. Закрылся рыбозавод, практически исчез авиаотряд, почти до нуля упал грузооборот порта, в небольшом объёме функционирует гидробаза. Из 34 полярных станций только благодаря героическому труду сотрудников с трудом работают семь
    Население Диксона, достигавшее некогда пяти тысяч человек, теперь немного превышает тысячу. И в островной, и в материковой частях посёлка рядами стоят заколоченные разрушающиеся дома. Закрыты и клубы, и столовые, и знаменитая диксонская картинная галерея. Ежегодно тратятся значительные усилия на ремонт плотины водохранилища, снабжающего остров водой. Тёплые летние месяцы последних лет обусловливают таяние мёрзлых пород и частичное разрушение плотины. В самые последние годы говорится о поэтапном закрытии островной части посёлка и переводе всех его жителей и учреждений, кроме вахты аэропорта, на материк.
    Диксон всегда был символом Советской Арктики. Увы, и Российской Арктики он тоже символ. Его судьба неразрывно связана с государственной арктической политикой, определявшей и периоды подъёма, и периоды упадка посёлка. Очень хочется верить, что новый период расцвета близится, об этом мечтают и нынешние жители посёлка, и покинувшие его и образовавшие виртуальное землячество в Интернете диксонцы. Кто-то связывает светлое будущее с проектом строительства нефтяного терминала и подходящего к нему трубопровода с Ванкорского месторождения (Туруханский район Красноярского края).
Брошенный дом в материковой части Диксона
Кто-то - с расцветом экологического туризма, который начал развиваться с открытием в 1993 г. Большого Арктического заповедника, отдел охраны которого находится на Диксоне.     Диксон создавался усилиями всей страны многие десятилетия, даже во время войны, а был разрушен за считанные годы. Этот посёлок - уникальное явление в истории исследования высоких широт, и его сохранение - долг не только перед потомками, но и перед всеми теми, кто вложил в его создание свое здоровье, молодость и все силы души и тела. Диксончане всегда отдавали своей стране все, даже свою жизнь...

ФЁДОР РОМАНЕНКО, "Живописная Россия", №1 2005
Для ваших комментариев:
farom@gol.ru
119992, Москва, Ленинские горы, МГУ,
Географический факультет, Романенко Ф.А.


В начало

Обсудить в форуме
Диксон Природа Чтиво Eды Гостевая ЧАТ Форум Mates Мы Ссылки

Hosted by uCoz