Домой
Диксон
Природа
Еды
Чтиво
Ссылки
Мы
Судьба его хранила...
Гостевая ЧАТ Форум Mates Почта

     Завтра исполнится 80 лет капитану СМП, имеющему многочисленные награды, почетному работнику морского флота, участнику Великой Отечественной войны Петру Павловичу Андрееву. Члены клуба "Братство Северных конвоев", Совет ветеранов ОАО СМП, редакция газеты поздравляют ветерана с юбилеем, желают доброго здоровья, бодрости и всего наилучшего.

     В 1932 году, когда Петру Андрееву исполнилось 6 лет, его отца-крестьянина, работавшего не покладая рук, раскулачили, семью сослали из Лешуконского района в Индигу. В 36-м отца реабилитировали, Андреевы переехали в Архангельск, в Соломбалу.
      За год до начала войны Петр закончил семь классов школы и подал документы в морской техникум. Принимали туда с 15 лет, пришлось прибавить год. Сдал экзамены, выдержал конкурс (десять человек на место), получил нагоняй от директора за обман - и стал курсантом.
- После первого курса поехали в Одессу на практику. В ночь на 22 июня на учебном паруснике "Товарищ" встали на рейде Новороссийска, - вспоминает Петр Павлович. - Война есть война: парусник переоборудовали под госпиталь, а нам выдали по плитке шоколада и пачке табака и отправили по домам. Деньги на билет заработал, устроившись матросом на шаланду. На поезде добирался до Архангельска почти месяц: железная дорога была перегружена. В сентябре из двух классов курсантов, окончивших первый курс, укомплектовали один и продолжили обучение. Было голодно, ребята мечтали скорей попасть на пароход - как-никак довольствие:
- 12 мая 1942 года получил в пароходстве направление на пароход "Моссовет". Он взял груз и пошел за границу, а мне, как оказалось, визу не открыли из-за отца, - говорит ветеран. - Меня направили на пароход "Лахта", всю войну я на нем и отработал.
Возили солдат, позже - разный груз военным в Мотовский залив. Ходили в сопровождении двух малых морских "охотников", пробирались между минами, немецкими подлодками, под обстрелом и бомбежками, зачастую прикрываясь дымовой завесой. Сделали полтора десятка рейсов. Затем караванами по 6 - 8 судов возили груз в Амдерму, Дудинку, на военные точки.
- Охраняли нас американские морские охотники - "амики", самолеты, и все равно много наших судов гибло, - с горечью говорит Петр Павлович. - Шли ночами без огней, противолодочным зигзагом, и однажды нам в борт врезался пароход "Сура", шедший за нами и неправильно выполнивший маневр. В пробоину длиной полтора метра и шириной 15 сантиметров хлынула вода:
Завели два пластыря, покидали в трюм все матрасы и подушки, мешки с цементом, поставили распорки: Удалось не только ликвидировать течь, но и избежать встречи с вражескими подлодками и своим ходом дойти до порта. В Дудинке поставили заплату, и "Лахта" продолжила работу. Зиму 43-го отстаивались на Диксоне. Там Петр Павлович закончил курсы штурманов малого плавания. В июне 44-го восемнадцатилетнего моряка назначили третьим, вскоре перевели вторым помощником капитана.
- На полную катушку, как говорят, без выходных и отпусков отработал всю войну на судах. А обязанностей у меня было много: карты и приборы, выдача зарплаты морякам, приемка и сдача груза, боезапас: - вспоминает моряк.
     Судьба Андреева хранила. Однажды в Мурманске стояли у причала груженые "под завязку", так что борт был ниже уровня причала. Это и спасло судно и экипаж: сброшенная с самолета бомба взорвалась рядом на пирсе, взрывной волной выбило все двери, сорвало крепления с трюмов, но ни-кто не пострадал. Другой раз оказался на волосок от гибели на второй день после окончания войны: стоявший на вахте молодой матрос в шутку (!) поднял автомат и нажал на спуск, будучи уверенным, что патронов в магазине нет. И прозвучали два выстрела, пули просвистели возле головы:      В 45-м Петр единственный из экипажа был награжден медалью "За боевые за-слуги". После войны работал сначала в каботаже и на буксирах, пока в 1950 году не открыли визу. Ходил в Польшу, ГДР, скандинавские страны. Стал старпомом, затем капитаном. Принимал в Калининграде буксиры-спасатели "Протей" и "Тритон". - Спасали буксиры, ходившие с лихтерами на Новую Землю. У них на обратный путь не хватало топлива, мы ловили их в море, брали на буксир и приводили в Архангельск. В те годы я заочно закончил ЛВИМУ. Вскоре направили на приемку газотурбохода "Теодор Нетте". Во время испытаний произошел казус: вместо нашего флага подняли на мачте турецкий, - смеется мой собеседник.      Однажды по разнарядке партии в рейс в Голландию пошел капитаном-наставником второй секретарь обкома Николай Павлович Кудрявцев. После рейса он рекомендовал перевести Андреева в капитаны-наставники. - Как я ни упирался, по указаниям партии меня в 1969 году утвердили-таки в этой должности. В моей группе было до 25 судов, часто ходил в рейсы. А потом начались какие-то надуманные, как я считаю, недоразумения по службе, - без обиды рассказывает капитан. - Я ушел из наставников, принял в Риге судно "Котлас", привел в Архангельск и после переоборудования доработал на нем до пенсии.      Привыкшему к путешествиям моряку не сиделось дома. После окончания курсов он некоторое время работал в турбюро, сопровождал группы туристов по городам СССР. Затем судьба привела его на шхуну "Запад", в то время гордо несшую мачты и такелаж, - Петр Павлович охранял ее от набегов варваров. Вышло, что его морская карьера началась и завершилась на парусниках.      С 1942 по 1986 год Петр Павлович работал в Северном морском пароходстве. Династию Андреевых в пароходстве продолжают сын Павел - капитан судов СМП, а также дочь Галина и внучка Инна.

Е. КОЖИН, Моряк Севера, 31 мая 2006 (19)
Arhpress


В начало

Обсудить в форуме
Диксон Природа Чтиво Eды Гостевая ЧАТ Форум Mates Мы Ссылки

Hosted by uCoz